Оценка регулирующего воздействия в Орловской области была и остается
«живым» инструментом, совершенствуясь с учетом наработанной практики.
Так, в первом
полугодии 2024 года в Орловской области была продолжена работа, направленная на
развитие института ОРВ.
Впервые в
рамках установленного порядка во взаимодействии с органами исполнительной
государственной власти специальной компетенции Орловской области был
сформирован и опубликован перечень нормативных правовых
актов Орловской области, содержащих обязательные
требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной
экономической деятельности, и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках
государственного контроля (надзора), привлечения к административной
ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации,
оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
На основании
анализа указанного Перечня впервые сформирован и утвержден
приказом уполномоченного органа от 6 марта 2024 года № 174 План проведения оценки
применения обязательных требований на 2024 год, который в настоящее время
реализуется.
В первом полугодии 2024 года был проведен мониторинг
реализации органами местного самоуправления установленных региональным
законодательством требований к проведению ОРВ на местном уровне. Выявленные
недостатки стали предметом состоявшихся дискуссий между уполномоченным органом
и ответственными органами муниципальных образований.
В апреле-мае 2024 года сотрудники уполномоченного
органа принимали участие в жарких дебатах, касающихся вопросов изменения
условий продажи
алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах
общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на
прилегающих к ним территориях, вызвал жаркую дискуссию в Орловской области.
Данный вопрос вновь стал актуальным в
связи со вступление в силу с 1 апреля 2024 года изменений, внесенных в
Федеральный закон от 22 ноября
1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении
потребления (распития) алкогольной продукции».
Неоднозначность формулировок федерального законодательства
и предложенные подходы к новому регулированию стали камнем преткновения.
Уполномоченный орган, в частности, предостерег
присутствующих, что дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной
продукции являются обязательным требованием для бизнеса и их вступление в силу
возможно только в установленные федеральным и областным законодательством
сроки. Кроме того было озвучено, что необходимо установление срока действия
нового регулирования, а также соблюдение принципов установления обязательного
требования.
Отлагательный срок вступления в силу обязательного
требования был горячо поддержан как предпринимателями, так и представителями
деловых объединений.
Озвученные замечания и предложения были учтены.
В мае-июне 2024 года уполномоченным органом Орловской области
в сфере оценки регулирующего воздействия совместно с профессиональными
объединениями продолжено проведение курса тематических мероприятий для
предпринимателей, направленных на рассмотрение наиболее важных вопросов
организации и проведения ОРВ и экспертизы, а также привлечение дополнительной
целевой аудитории для участия в общественных обсуждениях.
На постоянной основе
проводилось консультирование сотрудников органов исполнительной государственной
власти специальной компетенции Орловской области по вопросам проведения
процедуры ОРВ и экспертизы. Осуществлялось взаимодействие с ключевыми
представителями экспертного сообщества в сфере регуляторной политики.
За январь-июнь 2024 года процедура ОРВ проведена в отношении
9 проектов нормативных правовых актов Орловской области, в рамках обсуждения
которых поступило 115 предложений и замечаний со стороны предпринимательского
сообщества. Преимущественное число предложений и замечаний разработчиками были
учтены, однако, несмотря на это, в отношении 1 проекта акта уполномоченным
органом было подготовлено отрицательное заключение.
5 заключений за истекший период текущего года были подготовлены в отношении
проектов законов Орловской области, разработчиком которых выступал Орловский
областной Совет народных депутатов. В отношении четырех проектов были
подготовлены положительные заключения, один законопроект получил отрицательную
оценку. Дальнейшие работы по данному законопроекту остановлены.
Экспертиза в текущем году в Орловской области осуществляется
в соответствии с планом, утвержденным приказом Департамента экономического
развития и инвестиционной деятельности Орловской области от 25 декабря 2023
года № 1498.
По состоянию на 30 июня 2024 года экспертиза завершена
в отношении 3 НПА Орловской области. 2 из рассмотренных документа получили
положительные заключение экспертизы, один НПА на стадии проведения экспертизы
разработчиком был признан утратившим силу.
В течение отчётного
периода осуществлялось взаимодействие
с уполномоченными органами муниципальных образований региона
по наполнению и актуализации разделов официальных сайтов материалами
в сфере ОРВ и экспертизы.
За 6 месяцев 2024 года
на уровне муниципальных образований Орловской области проведена оценка 24
проектов муниципальных НПА, по результатам которой подготовлены
положительные заключения. Лидером по количеству подготовленных заключений об
ОРВ, как и годом ранее, стал административный центр региона – город Орёл.
Экспертиза муниципальных НПА за первое полугодие 2024 года проведена в
отношении 2 документов. Отличились г.
Ливны и Орловский МО.
Как и прежде уполномоченным органом осуществлялось обеспечение работы
специализированного интернет-портала для публичного обсуждения проектов и
действующих НПА Орловской области.
Кроме того, в целях совершенствования ОРВ на
региональном уровне с июня 2024 года в тестовом режиме начала работу
дополнительная площадка для публичного обсуждения проектов и
действующих НПА Орловской области в рамках единого домена Правительства
Орловской области orv.orel-region.ru. Указанное информационное решение призвано интегрировать в себе все особенности
проведения ОРВ как на региональном уровне, так и на уровне местного
самоуправления, что призвано сделать ее более удобной площадкой для бизнеса.